[COLOR=darkblue][SIZE=+1]
Толпа в 70 тысяч глоток стала кричать: "Фа-шис-ты!"
- Власти испугались такой народной любви?
- Боялись, да, поэтому и хотели быстро похоронить. Такой же вариант, как с Александром Сергеевичем Пушкиным - увезти и забыть. Но у них не получилось. Правда, за кортежем, уехавшим на кладбище, пустили поливочные машины. Вся площадь была залита водой, они хотели смыть цветы, усыпавшие асфальт. И вдруг толпа в 70 тысяч глоток стала кричать нехорошее слово: "Фа-шис-ты!" Это потом прошло по всем телеканалам мира. Ну вот, случилось все, как я и предупреждал их, владык наших верховных, говорил: "Вы недооцениваете любовь к нему..."
А они мне: "Юрий Петрович, вы, как всегда, преувеличиваете..." Я сделал все, что смог.
- Как писал Евтушенко: "Поэт в России больше, чем поэт..."
- Власти не очень-то оценили любовь к нему народа, думали, что она не так велика. А ведь Володя еще при жизни стал легендой. Ему шли тысячи писем со всей страны. Что творилось в городах, куда мы приезжали с гастролями театра! Это не передать словами. А высокие начальники от культуры мне: мол, вы, Любимов, сильно преувеличиваете.
- Где вас застала весть о его кончине?
- Это было просто потрясение. За несколько дней до смерти Володя еще выходил на сцену Таганки в своей знаменитой любимой роли Гамлета. Последний раз я его видел... в тот самый страшный день, 25 июля, у него дома. В пять утра меня разбудил телефонный звонок: "Скорее приезжайте домой к Высоцкому". Когда я вошел в квартиру, Володя уже был мертв. Оставалось только распорядиться, как его хоронить. Потом меня разыскали из министерства культуры и сказали: "Панихида два часа максимум. На похороны приедет от нас представитель, скажет слова". Помню, я тогда ответил: "Вы сделали все, чтобы он умер. Ну и пороки, конечно... Делайте, как хотите".
- Известно, что у вас хранится посмертная маска Высоцкого.
- Мой друг Юра Васильев ее сделал. Он не имел отношения непосредственно к театру. Просто в те годы вокруг театра всегда был круг интересных людей: ученых с мировыми именами, лучших поэтов, прозаиков. Одним словом, избранное общество. Такого сейчас вы не найдете. Да и те, что были с нами, почти все на том свете. Так вот, было сделано три посмертные маски. Одна осталась у меня, вторая - у сына, третья - у одного нашего друга. Маска, хранящаяся у меня, сделана с огромной долей серебра. С ней было все не так просто. Володя ведь не сразу ее отдал.
- В смысле?
- Бывают такие случаи. Она не снималась с лица. Помню, Юра, делавший ее, даже побелел, говорит: "Он не отдает маску". Видимо, что-то произошло с лицом и маску нельзя было снять с покойного. Мы посидели немного в полном оцепенении. Я говорю: "Юра, надо попробовать еще раз". "Вы со мной пойдете?" - спрашивает он. Отвечаю: "Не пойду, не могу". Юра пошел сам, попросил Володю отдать маску, и тот уже не сопротивлялся. Вот такие мистические вещи происходили.
- Не страшно дома держать?
- Дело не в страхе, я ведь Володю много лет знал и понимал, что ничего плохого от него ожидать не следует. До сих пор помню, как взял его в театр.
"Когда Володя спел, я сразу взял его в театр"
- Он к вам пришел в кепочке и пиджачке-букле.
- Да-да, все так и происходило. Ему было тогда лет 27. Невысокого роста мужчина, с не особо привлекательной внешностью. Но потом я почувствовал удивительную энергию, исходившую от него.
- Он вам пел?
- Да, он пришел с гитарой. Сначала прочитал что-то из Маяковского, но это мало тронуло. Времени у меня не было, я уже собирался распрощаться, как Володя вдруг говорит: "Я хочу вам спеть". Знал, наверное, что я очень люблю песни. "Давай", - говорю. И он начал петь. Что вам сказать! Вместо пары минут я слушал его, по-моему, больше часа. Спрашиваю: "Чьи тексты?" Он: "Мои".
Я его сразу взял.
- Значит, его актерские данные...
- Я взял Высоцкого в театр как поэта. А все начали разбирать, такой он актер или не такой. Чепуха все это! Он был безусловно талантлив, чего уж говорить.
- Высоцкий около года выпрашивал у вас роль Гамлета.
- Примерно так. Получилось, что все сошлось одновременно. Надо было ставить в театре очередную пьесу, власти могли не утвердить что-то фривольное, а тут "Гамлет". Разве можно отказать Шекспиру?! Правда, мне пришлось выдержать бой, когда я поставил на главную роль Высоцкого. Говорили, разве можно хрипатым голосом орать тексты Шекспира? В общем, было разное, но я настоял. И, мне кажется, этот спектакль во многом определил Володю как личность. Хотя он не сразу вошел в роль. Сначала думал о совершенно ином образе, но постепенно выстроился. Репетировали мы тяжело. Но, надо сказать, совершенствовал он роль Гамлета до конца своей жизни. Она была такая же уникальная, как он сам.
- Была еще одна роль, с которой у многих ассоциируется Высоцкий: Глеб Жеглов в картине Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя".
- Помню, после выхода фильма он так смущенно мне сказал: "Юрий Петрович, не сердитесь, нужно было заработать..." Говорил, что вроде ему за эту роль обещали позволить самому снять картину. Но все было, конечно, вранье. И Володя это понимал, расстраивался.
- Говорили, он жил на "разрыв аорты".
- Безусловно, Володя жил очень широко, не жалея совершенно себя ни в чем. Поэтому, наверное, не мог прожить долго. В его судьбе было всякое, ведь у каждого она своя. А Высоцкий был талант. Крупный талант! С такими людьми всегда бывает сложно. Впрочем, не нам с вами сейчас об этом судить. Вот приходите на наши киевские спектакли, вместе подумаем.[/SIZE][/COLOR]