МАМА МЫЛА РАМУ ИЛИ ПОЧЕМУ РАШИНЗ НЕ ЗНАЮТ ИНГЛИШ
Часть 3.
Теперь еще об одном грустном аспекте современного школьного образования. Причем, не только у нас, а во всем мире.
Как-то беседовал я с одной достаточно авторитетной преподавательницей английского, чьи ученики занимают ведущие места на всероссийских олимпиадах. Я сказал ей: "Зачем заставлять учеников учить около 50 слов, являющихся исключениями из оного из правил, редко употребляемыми в речи? Есть чудесный алгоритм, подставляя в который любое слово, можно вычислить, является ли оно исключением из этого правила". На это она ответила: "Знаю, что слова эти им не пригодятся в речи. Но пусть учат! Им нужно будет сдавать тесты!"
Вот такая вот печалька.
Зубрежка бесполезного материала ради выполнения бесполезных тестов.
"Почему бесполезных?" - спросите вы. "Ведь нужно контролировать и определять уровень знаний ученика!"
Но, давайте задумаемся, что определяют эти тесты? Объем запоминаемой информации. Знание редко употребляемых, то есть почти бесполезных слов и грамматических явлений, чаще всего, исключений из правил. Откуда берутся эти тесты, кто и зачем их составляет?
А вот тут приготовьтесь к самому страшному. Точнее, к самому необычному и непонятному.. А потому,- страшному.
Не секрет, что профессия преподавателя в нашей стране стала, практически, женской. Для мужчин в наше время она признана не престижной. Настоящий мужчина предпочитает заниматься таким нужным и общественно полезным делом как торговля, в идеале - природными ресурсами. А вот образованием занимаются, в подавляющем большинстве, женщины. Передо мной лежит учебник ЕГЭ по английскому языку, - два автора - женщины, под редакцией женщины.
А в чем заключается природа женщины? Она - хранительница, собирательница, накопительница. Систематизировать, планировать, делать выводы и принимать решения - это не ее. Этим должен по своей природе, заниматься мужчина. В идеале должен существовать тандем: женщина скрупулезно и аккуратно собирает, мужчина - систематизирует, анализирует и принимает решение об использовании.
Но мужской элемент почти не представлен в современном российском образовании. Вот и получается, что накопительство знаний является критерием их качества. Кто "поназапоминал" больше всяких правил и, особенно, редко употребляемых исключений, тот и молодец. Но эта однобокость как раз и не позволяет говорить о существовании полноценной системы обучения. Более того, метод накопительства возведен в ранг непреложной истины, на которой базируется ЕГЭ, являющийся туповатой запоминаловкой, с низкой интеллектуальной составляющей. А бедные дети не видят никакого смысла в этой бесконечной зубрежке, а от этого впадают в депрессию. Принцип "учи, чтобы сдать тест" стал краеугольным.
Когда-то мне один очень хороший мальчик 9 лет, отличник, с тремя золотыми медалями за три класса, сказал: "Я хочу уснуть и проснуться, сдав ЕГЭ". Дети не видят смысла в самом процессе обучения. Они не понимают смысла в обретении знаний, не понимают, что вся жизнь - это учеба и развитие. Общество направлено на одну цель - стяжательство. И для ребенка учеба в школе, - страшный сон, который нужно пережить. Чтобы потом просто занять должность, позволяющую заниматься стяжательством.
Что делать с такой ситуацией на уровне системы образования? Ничего! Горевать! Она удобна сидящим в ее управлении. Они не позволят ее сломать.
Что можно рекомендовать при выборе индивидуальных форм обучения?
Цените индивидуальных преподавателей, умеющих видеть структуру языка объемно. То есть, уже в начале курса обозначать цель, которая должна быть достигнута, а не растягивать процесс обучения в зазубривание "тысячи и одного" правила.
А вообще, вопрос не в образовании, а в установлении баланса между мужской и женской энергией в обществе.